Домашнее обучение - кто за?

Принято считать, что дети, которые достигли определенного возраста, должны идти в детский сад, а затем в школу. Такова традиционная схема, принятая у большинства. Но не все мамы и папы разделяют такое мнение, предпочитая обучать своих детей в домашних условиях. Сейчас во многих странах практикуется такое обучение, оно поддерживается законом об образовании, где указано, что каждый родитель имеет право давать образование своему ребенку дома. И с каждым годом сторонников домашнего обучения становится все больше, потому что многие родители верят в его возможности, при том что в обычных школах они зачастую наблюдают далеко не самое высшее качество образования.

Домашнее образование можно получать вынужденно, когда по состоянию здоровья и медицинским показаниям ребенок не может посещать учебное заведение, а также по желанию родителей (семейное образование) или экстерном.

Как и у любой другой системы, у домашнего обучения есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные стороны домашнего обучения:

- Все внимание преподавателя направлено на одного ребенка.

- Процесс обучения может быть растянутым или, наоборот, можно изучить программу двух классов за один год, в зависимости от индивидуальных способностей малыша.

- Изучаемый материал лучше усваивается, так как программу школьных занятий больше ориентируют на среднего ученика, что значительно усредняет её, в отличие от индивидуальной.

- Если ребенка заинтересовал отдельный предмет, его можно изучать более углубленно.

- Распорядок дня можно подстраивать под малыша, ориентируясь на его индивидуальные способности.

- Домашнее образование помогает открыть и развить таланты, способности и наклонности вашего ребенка, давая ему возможность найти свой путь и не ограничивая его творчество.

-Домашнее обучение помогает ребенку быстрее определиться с выбором будущей профессии.

Отрицательные стороны домашнего обучения:

- Отсутствие мотивации - обучаясь дома, ребенок ее недополучает; нет стимула к получению знаний, к учебе. Отсутствует дух здорового соперничества. Нет стремления принести домой хорошую отметку и порадовать родителей.

- Если родительского образования недостаточно, нужно искать хороших педагогов (а это недешевое удовольствие). При этом, домашний учитель обычно универсален, то есть, старается обучать ребёнка всем предметам. А в школе работают узкопрофильные специалисты.

- Ограниченное общение ребенка, что приводит к недостаточной социализации. Ребёнок оказывается отрезан от внешнего мира, он не развивается в ногу со сверстниками, а идёт по своей программе, которая может и отставать.

- Ребенок не получает опыта школьной дружбы, ведь, как известно, близкими друзьями люди становятся именно в школьные годы, протирая вместе штаны за партами, играя в футбол после уроков и списывая друг у друга задачки.

- Малыш не учится бороться с жизненными препятствиями и трудностями, не умеет работать в коллективе. «Домашнему» ребёнку сложнее научиться отстаивать свою точку зрения, выходить из конфликта, защищать не только свои, но и общественные интересы.

-При домашнем обучении ребёнок лишён таких радостей, как первый звонок и выпускной бал. Да, это мелочи, условности, но и они очень важны для детей. Они являются своеобразными ступеньками взросления, обозначающими переход с одного этапа в другой.

- У «домашних» деток отсутствует такое понятие как «внеклассное время». Они не участвуют в школьных постановках, дискотеках, КВН-ах и прочем. С другой стороны - всегда можно восполнить этот пробел посещением кружков и секций.

- На школьных занятиях гораздо быстрее происходит приучение к дисциплине. Дома этого добиться сложнее.

- Домашнее обучение в школьные годы может привести к трудностям в студенчестве. Поскольку у ребёнка нет навыков работы в коллективе и по расписанию, ему будет трудно посещать пары в институте, и придётся искать альтернативные способы обучения, например - заочное или дистанционное.

На первый взгляд, может показаться, что минусов у домашнего образования больше,чем плюсов. Но я специально так детально описала возможные проблемы, потому что, зная обо всех «подводных камнях» домашнего образования, родители вполне могут их избежать. Главное, продумать всё до мелочей, осознавая, что школа - это не только способ обучения, но и новая форма общения для ребёнка, где даются не только знания, но и нечто большее.

Родители, которые выбирают домашнее образование для своего ребенка, должны знать некоторые особенности такого обучения:

-Ребенок прикрепляется к определенной школе (для этого нужно написать заявление на имя директора). В уставе школы должно быть прописано домашнее обучение.

- На время учебы дома у вас есть возможность получить всю литературу и учебные пособия в библиотеке школы, а также проконсультироваться с преподавателями по необходимости.

- «Домашние ученики» проходят годовую аттестацию в школе и по её итогам, ребёнка переводят в следующий класс. Учащиеся 9 и 11 классов в обязательном порядке сдают письменные и устные экзамены, после успешной сдачи которых, ребенок получает документ об образовании государственного образца.

- Контролирует домашнее обучение школа, и если ребенок не усваивает программу, администрация может предложить родителям, чтобы малыш продолжил учебу в школе, в классе так называемого компенсирующего обучения, или повторно пройти курс.

Если вы выбрали домашнее обучение, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка были комфортные условия для этого. Нужно оборудовать в доме комнату, где будут проходить занятия, подобрать мебель, подходящую по росту и возрасту малыша. Обязательно нужно, чтобы в комнате было правильное освещение, а также доска и мел для преподавателя. Ребенку желательно придумать специальную форму, которую он будет одевать на время занятий.

«Домашний урок» должен быть похож на школьный; для этого нужно правильно организовывать время занятий - не допускать, чтобы они затягивались или сокращались. И обязательно нужно давать малышу отдохнуть, устраивая переменки.

Родители должны понимать, что домашнее обучение - недешевое удовольствие; если вашего образования недостаточно для того, чтобы самостоятельно обучать ребенка, придется приглашать преподавателей. Педагог должен быть не только профессионалом своего дела, но еще и иметь положительные человеческие качества, ведь вы доверяете ему своего ребенка. Не стоит нагружать учителя другими домашними делами; в обязанности преподавателя входят только индивидуальные занятия с ребенком, цель которых - получить знания и аттестат. Преподаватель не делает с малышом домашние задания, поэтому заниматься и контролировать их должны родители.

Распорядок дня и график занятий можно выработать индивидуально, в зависимости от биоритмов ребенка и занятости родителей, главное, чтобы на учебу отводилось положенное время (4-5 часов для младших классов в день, 6-7 для средних и 7-8 для старших).

Каждый родитель вправе решать сам, какой способ обучения выбрать для своего ребенка. Но при этом важно учитывать истинные потребности малыша - если он здоров, легко находит общий язык с другими ребятами, активен и хочет ходить в школу, не стоит лишать его такой возможности, даже если вы считаете, что школьное образование далеко от идеального. Ну, а если малыш часто болеет, чувствует себя замкнутым, то естественно ему больше подойдет домашнее обучение. В таком случае нужно постараться, чтобы ребенок занимался в кружках или секциях - это даст ему возможность общаться с другими детьми, найти себе друзей и научиться правильно вести себя в коллективе.

 
30/04/2011
Источник: www.minibanda.ru
Популярные статьи