Детские игры

Игры для детей не просто развлечение или веселое времяпрепровождение, детские игры – это сложный, многофункциональный, познавательный процесс. При помощи игры ребенок вырабатывает новые формы поведения и реагирования, адаптируется к окружающей среде, ну и конечно развивается, взрослеет и учится.

Детские игры – это своеобразные «дрожжи», на которых замешивается и растет будущая личность. Ребенок должен именно играть, с первых лет своей жизни. Многие родители сегодня забывают об этом, увлекаясь современными методиками раннего развития малыша. Никого не удивляет то, что маленького человечка, который едва научился сидеть, сразу же начинают учить читать, по особой технологии, надеясь на то, что он вырастет смышленым и умным. А между тем не в обучении, а в игре развивается мышление, внимание, память, речь, способность сконцентрироваться, наблюдательность, которые потом помогают в учебе.

Буквально лет двадцать-тридцать назад, когда такого обилия развивающих игрушек не было, и обучающую роль играла школа, именно там дети учились читать, писать, считать, решающим фактором развития детей были игры. Реалии сегодняшнего дня таковы, что для того чтобы пойти учится в хорошую и престижную школу, ребенок должен сдать порой не простые экзамены. Отсюда и возникла мода на обучающие программы и игрушки для детей младшего возраста. Более того, в дошкольных учреждениях, которые ребенок посещает до школы, основной упор делают на подготовку к школьной программе, а игры, как основа детского развития, порой отходят на второй план.

Современные психологи бьют тревогу, призывая сохранить детство и возможность играть в игры, однако обучение все глубже и глубже проникает в детскую жизнь, порой занимая в ней основную массу времени. Трансформация детской игры в обучение происходит еще и потому, что ребенку просто не с кем играть, а в одиночестве игры не так интересны, как в обществе. Родители почти все время поводят на работе, сестер и братьев зачастую нет, ребенок предоставлен сам себе, и пусть у него будет целый магазин различных игрушек, он скоро ему перестанут быть интересными. Потому что игра – это процесс, а не обилие игрушек. Детские игры могут строиться и без игрушек, у детей довольно сильно развита фантазия, они с легкостью представят, что летящая ладошка это самолет или птичка, а сложенный лист бумаги это домик.

Детские игры бывают различных видов: подвижные (прятки, салочки, ручеек, лапта), настольные (шашки, шахматы, домино, лото, мозаики, пазлы, стратегии и логические игры), компьютерные (логические, стратегические, на развитие внимания, памяти). Нельзя также не сказать про интерактивные игры, например «дочки-матери», такой вид игры позволяет ребенку вырабатывать новые формы поведения, малыш учится взаимодействовать с другими детьми. По мере взросления ребенка взрослеют и его игры, подвижные игры становятся командными (футбол, волейбол, баскетбол), ребенок начинает осознавать радость побед и горечь разочарований при поражении, это способствует развитию эмоционально-волевой сферы.

Большим преимуществом детских игр являются правила, именно в игре, ребенку объясняют, что существуют различные правила, как можно играть, и как нет, как надо себя вести, и как не стоит. В обучающем процессе правил как таковых нет, разве что правила русского языка. Ребенок, с детства привыкший играть по правилам, и в будущем будет стремиться соблюдать все общественные нормы, а малыш, не привыкший к правилам, будет долго к ним приспосабливаться и может до конца не понять, зачем нужны такие строгие ограничения.

Детские игры также являются и хорошим показателем психологического и интеллектуального развития ребенка. Например, если игры носят какой-то ритуальный, повторяющийся характер, и это длится достаточно долго, есть повод обратиться к психологу. Если малыш играет в агрессивные игры, это тоже о многом говорит, у такого ребенка может быть повышен уровень тревожности, заниженная самооценка, также агрессией дети пытаются привлечь внимание взрослых. Иногда агрессия, это все что видит ребенок со стороны родителей, поэтому и в игре, он демонстрирует то, что видит каждый день.

Если рассмотреть детские игры с точки зрения возраста малыша, то получится следующая схема.

* до 1,5 лет - предметная игра. Игрушкой для малыша в этом периоде является любая вещь, попавшая в руки. Основными игровыми операциями являются ходьба, бег, бросание.
* от 1,5 до 4-х лет – сенсорно-моторные игры. Малыш получает в основном тактильные ощущения, трогает предметы, манипулирует ими, учится производить различные операции. Как правило, к четырем годам малыш уже умеет кататься на велосипеде, качелях, играет в догонялки и прятки.
* от 3 до 5 лет – игры с перевоплощением. Примерно после трех лет ребенок может переносить свойства с одних предметов на другие. Малыш может представить себя паровозиком, может взять игрушки, например, две машинки и распределить роли, одна машинка – мама, вторая машинка – сын. Также в этом возрасте возникает такой вид игры как «имитация» малыши передразнивают всех, кто их окружает. Родители часто злятся на подобные игры, однако это неизбежный этап в развития малыша и является переходным от игр с перевоплощением, до социальных игр.

У детей старше пяти лет игры всесторонние, многозначные, включающие элементы творчества, фантазии, воображения, носят уже организованный, структурный характер

 
Марина Курочкина 14/04/2011
Источник: Женский журнал Женский клуб - красота, мода, здоровье
Популярные статьи